Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Реферат на тему: Пассионарность и история этносов. Понятие пассионарности. Степени пассионарности

Купить за 250 руб.
Страниц
17
Размер файла
45.58 КБ
Просмотров
10
Покупок
0
Н. Гумилев дает пассионарности 3 определения.Первое определение. Пассионарность - характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление осознанное или, чаще, неосознанное к деятельности,

Введение

Л.Н. Гумилев дает пассионарности 3 определения.

Первое определение. Пассионарность - характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленное на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной).

Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а, тем более, жизни и счастья современников. Будем пользоваться этим определением.

Пассионарность не зависит от внешних воздействий, являясь врожденной чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая благо и зло. Пассионарный человек стремится достигнуть самые разные цели, эти цели ему подсказывают гордость, тщеславие, алчность, ревность, любопытство и т.д.

Оглавление

- Пассионарность и история этносов

- Понятие пассионарности

- Степени пассионарности

- Заразительность пассионарности

- Этносы и их развитие. Кривая этногенеза

- Пассионарные взрывы, их по последствия и причины

- Свойства пассионарных толчков

- Об этногенезе

- Гипотеза о природе пассионарных толчков

- Оценка точности прогнозирования этногенезов

- Анализ истории некоторых современных этносов с точки зрения теории пассионарности

- Литва

- Россия

- Западный мир испанцы, французы, немцы, американцы, англичане, итальянцы

- Литература

- Пассионарность и история этносов

- Понятие пассионарности Л.Н. Гумилев дает пассионарности 3 определения

- Первое определение. Пассионарность - характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление осознанное или, чаще, неосознанное к деятельности, направленное на осуществление какой-либо цели часто иллюзорной

- Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а, тем более, жизни и счастья современников. Будем пользоваться этим определением

- Пассионарность не зависит от внешних воздействий, являясь врожденной чертой психической конституции данного человека она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая благо и зло. Пассионарный человек стремится достигнуть самые разные цели, эти цели ему подсказывают гордость, тщеславие, алчность, ревность, любопытство и т.д

- Пассионарность возникает как новый признак, т.е. при изменении генотипа. Это явление хорошо известно и называется мутацией. Устраняется пассионарность естественным отбором как всякий признак, мешающий самосохранению. Это позволяет сопоставить процесс этногенеза с явлением сукцессии, когда после какой-либо катастрофы, например, лесного пожара, происходит постепенное восстановление прежней растительности через ряд промежуточных форм. Так и здесь

- Второе определение. Пассионарность как характеристика поведения - эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели

- Это определение не обосновано. Пассионарность как характеристика поведения - эффект мутации. Из-за чего происходит мутация - не установлено

- Третье определение. Пассионарность как энергия - избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению

- Определение некорректно. Избыток не может быть обратен вектору. Но это просто неудачное выражение. А вообще, нельзя употреблять одно и тоже слово для обозначения как характеристики поведения и вида энергии

- Очевидно, Л.Н. Гумилев имел в виду энергию, которая может быть затрачена человеком в ходе его деятельности, вызванной пассионарностью. Эта энергия и общая энергия, которой обладает человек его биохимическая энергия - не одно и тоже. Непассионарный человек может обладать большей энергией, чем пассионарный и наоборот. Все дело в том, что часть энергии у пассионария идет на другие цели. Неизвестно, почему Л.Н. Гумилев называет эту часть избытком относительно чего-то

- Несмотря на огрехи в определениях, теория сохраняет свой смысл

- Степени пассионарности

- Несомненно, что подавляющее число поступков, совершаемых людьми, диктуется инстинктом либо личного, либо видового самосохранения. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства

- Пассионарность, наоборот, заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном пренебрежении ради честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно, мы можем рассматривать пассионарность как антиинстинкт, или как инстинкт с обратным знаком

- Люди разделяются по степени пассионарности на 3 основных типа пассионариев, у которых импульс пассионарности больше импульса инстинкта, гармоничных людей, у которых импульс инстинкта равен импульсу пассионарности, и субпассионариев, у которых пассионарность меньше, чем импульс инстинкта

- Заразительность пассионарности

- Пассионарность имеет еще одно качество, которое чрезвычайно важно она заразительна. Пассионарий в толпе кричит Ура и рвется вперед, своим примером подавляя инстинкт в малопассионарных окружающих. Это качество называется пассионарной индукцией по аналогии с электромагнитной индукцией. Поэтому Гумилев вводит понятие пассионарного поля. По определению, пассионарное поле - поле, обусловленное наличием биохимической энергии - пассионарности. Это некорректно. Во первых, пассионарность - не энергия. Во вторых, биохимическая энергия - мера электромагнитного поля людей. Деление электромагнитного поля на пассионарное и непассионарное по признаку расходуется ли энергия на пассионарные цели или нет очень условно. В третьих, пассионарная индукция - аналогия, а поле - настоящее, и это вносит путаницу. Итак, в этой работе не будет использоваться понятие пассионарного поля

- Этносы и их развитие. Кривая этногенеза

- Объясним значение термина этнос с точки зрения теории Гумилева

- Этнос - система, имеющая начало и конец во времени

- Универсальный критерий отличия этносов между собой один - стереотип поведения - особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы

- Не существует людей, не принадлежащих ни к какому этносу. Человек может быть частью разных систем и иметь стереотип поведения, созданный наложением этнических традиций. По этому поводу Гумилев непоследовательно утверждает, что каждый человек принадлежит только одному этносу, и в этом с ним нельзя согласиться

- Системными связями в этносе служат ощущения своего и чужого, а не сознательные отношения, как в обществе. Этого противопоставления достаточно, чтобы системы не пересекались между собой. Поэтому этнос не социальная форма человеческого общежития и должен быть отнесен к категории природных коллективов естественно сложившихся общностей и изучаться как природный феномен методами естественных наук

- Системные связи в этносе, а вместе с ними и единство этноса поддерживается биохимической энергией живого вещества биосферы, расход этой энергии на поддержание связей определяется пассионарностью

- Гумилев вводит понятие этнического поля. По определению, этническое поле - возникающее на основе пассионарного поля поле поведения и ценностей членов этнической системы

- Это определение тоже некорректно. Этот объект не имеет ничего общего с полем, так что его лучше назвать общностью. И возникает эта общность не на основе пассионарного поля, а на основе явления пассионарности

- 6.Статистически в этносе преобладают гармоничные особи доли пассионариев и субпассионариев в процентном отношении незначительны, но изменение их количеств определяет состояние этноса как закрытой системы дискретного типа

- Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разных условиях, в разное время и в разных точках земной поверхности, тем не менее, путем эмпирических обобщений удалось установить кривую этногенеза рис.1.. Это инерционная, возникающая время от времени вследствие толчков кривая

- Можно ввести функцию состояния этнической системы - пассионарное напряжение доля пассионариев в этносе, отложенное по оси ординат в 3 шкалах, которое сопоставимо однозначно с частотой событий этнической истории разрывом системных связей в этносе. Сплошная линия показывает изменение количества этих событий в единицу времени. Также напряжение сопоставимо с числом подсистем в этносе субэтносов, которое на графике обозначается индексами n, n1, n3 и т.д., где n - количество субэтносов в начальный момент развития этноса. Эти величины сопоставимы т.к. пассионарии, стремясь достигнуть своих целей, объединяются для этого в обособленные коллективы и рвут системные связи. Пассионарное напряжение и направление его изменения определяют фазу этногенеза. Этнос в своем развитии проходит 5 фаз подъем, акматическая, надлом, инерционная, обскурация, реликт. По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления этноса

- Каждая фаза этногенеза характеризуется отличным от других фаз императивом поведения - принципом отношения этноса к человеку. Этот императив - наиболее удобное поведение для этноса в данной ситуации, т.е. при данных уровне пассионарного напряжения и направлении его изменения

- Так как ситуации повторяются для разных этносов, то и императивы поведения тоже различаются мало. Можно составить таблицу императивов по фазам этногенеза Табл.1

- Попробуем найти похожие лозунги у русских и дополнить таблицу примерами. Если не удастся найти четкие высказывания, назовем носителей этого образа мыслей

- Пассионарные взрывы, их по последствия и причины

- Свойства пассионарных толчков

- Согласно наблюдениям, новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, где происходит интенсивная метисация. Равно благоприятствуют пусковым моментам этногенеза сочетания различных культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций. Общим моментом тут является принцип разнообразия, ведь проще образовывать этнос в расколотом окружении, оно не будет так сопротивляться, как монолитное

- Большая система может создаться и существовать только за счет энергетического импульса, производящего работу. Это - пассионарные толчки. Очевидно толчки - это мутации, вернее микромутации, отражающиеся на стереотипе поведения, но не влияющие на основную генетическую информацию

- Пассионарии в результате мутации появляются не случайно и не в единичных случаях, а как популяции. Перечислим особенности таких толчков

- Толчки кратковременны приблизительно 1-5 лет, но не меньше года

- Толчки происходят на поверхности Земли, на узкой, шириной 200-300 км, и вытянутой полосе поверхности Земли полосы от толчка к толчку не совпадают. Эта полоса имеет геометрию, близкую к геодезической линии

- Пассионарный признак передается по наследству половым путем

- В определенный момент времени, возникает группа пассионарных популяций, внутри которых начинаются бурные процессы этногенеза, приводящие через 130-160 лет к появлению группы новых этнических систем

- За последние три тысячи лет достоверно зафиксировано пока девять пассионарных толчков четыре до рубежа нашей эры и пять после. Средний промежуток между замеченными толчками около 380 лет

- Об этногенезе

- Время от времени гомеостаз прерывается эксцессом - возникновением пассионарных особей. Сначала их немного, но они очень активны. Они объединяются по интересам, чем усложняют систему, создавая в ней много подсистем субэтносов и блоков. Усложненная система усиливается и расширяет ареал. Но пассионарные особи постепенно гибнут, чем снижают пассионарность системы, возвращающуюся к постоянному уровню см. рис.1. В конце этногенеза остается система, состоящая из гармоничных людей - реликтовый этнос, находящийся в гомеостазе

- Гипотеза о природе пассионарных толчков

- Наиболее вероятно, что явление пассионарного толчка имеет космический характер. По гипотезе Л.Н. Гумилева синхронность и кратковременность начал процессов этногенеза по всей длине полосы, ее узость и протяженность, близость линий толчков к геодезическим указывает на то, что центрально-симметричные поля Земли имеют отношение к этому явлению. Оно, вероятнее всего, обусловлено взаимодействием этих полей с внешним космическим источником мутаций

- Оценка точности прогнозирования этногенезов

- В работе будет спрогнозировано будущее нескольких этносов с помощью усредненной модели этногенеза, созданной Л.Н. Гумилевым рис.1

- Прогнозирование этногенезов с помощью только теории пассионарности не может быть точным по следующим причинам

- Помимо процесса этногенеза, на той же территории и при участии тех же людей происходят другие процессы этнические контакты социальное развитие классовая борьба, смена социальных формаций, технический прогресс, рост населения, биологические циклы поведения людей зависимость агрессивности людей от солнечной активности, описанная А.Л. Чижевским, смена времен года, тоже влияющая на поведение людей и т.д. Все это влияет на этногенез и делает невозможным точное прогнозирование без учета этих процессов. В работе они не учитываются, так что все прогнозы примерные

- Поступки отдельных людей создают зигзаги в ходе этногенеза. Человек может не намного, но изменить срок существования этносу, столкнуть два этноса, а в критический момент может спасти или погубить этнос, если вероятности того и другого примерно равны. Для событий более высокого порядка, т.е. событий этнической истории все это случайности, которые тоже сказываются на точности прогнозирования

- Но, тем не менее, примерная прикидка будущего тоже имеет ценность

- Анализ истории некоторых современных этносов с точки зрения теории пассионарности

- Рассмотрим этносы, возникшие в результате толчков 8 в. и 13 в

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
17
Размер файла
45.58 КБ
Просмотров
470
Покупок
0
Пассионарность и история этносов. Понятие пассионарности. Степени пассионарности
Купить за 250 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram